Ландшафтная
энциклопедия



Как укрыть розы на зиму

Укрытие роз на зиму проводится в несколько этапов.

Подробнее




История ландшафтного дизайна

Садово-парковое искусство

Садово-парковое искусство – это, согласно определению Большой Советской Энциклопедии, искусство создания садов, парков и других озеленяемых участков.

Специфика садово-паркового искусства заключается в использовании живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, в объединении элементов природы и художественного творчества в единое целое.

Садово-парковое искусство – искусство комплексное. Будучи вполне самостоятельным, оно в то же время тесно связано с растениеводством, архитектурой, градостроительством. В садово-парковом искусстве, как и в любом другом искусстве, существуют свои законы, приемы, стили. С течением времени стили сменяют друг друга. В историческом плане мы можем говорить об эволюции стилей.

Кроме того, садово-парковое искусство является художественным творчеством, т.е. деятельностью, создающей качественно новые материальные и духовные ценности. Будучи творчеством, садово-парковое искусство подчиняется тем же художественным законам. Как любое произведение, ландшафтный объект имеет свой сюжет и подчиняется своим правилам, своей взаимосвязи частей.

Софья Николаевна Палентреер, выдающийся педагог и специалист в области садово-паркового искусства, сравнивает ландшафтное искусство с музыкальным произведением – песней, сонатой или симфонией. Она пишет: «В истинном произведении садово-паркового искусства можно проследить ритм, кульминацию, независимо от общего стиля композиции – регулярного или ландшафтного. Паузы совершенно необходимы в парке, так как после любования красивыми фонтанами с блеском водометов или красочными партерами желательно временно уйти от столь ярких впечатлений, хотя их очарование подобно мелодии сопровождает человека, когда он отдыхает в уединенном месте, в стороне от самого броского, самого впечатляющего».

Факторами развития садово-паркового искусства являются естественно-природные, социально-экономические и народные традиции.

Природные факторы – это, прежде всего, особенности климата, рельефа и наличие водных ресурсов. Жаркий засушливый климат отразился на планировке садов Древнего Египта. В Вавилоне тот же тип климата привел к созданию такого выдающегося сооружения, как висячие сады Семирамиды. Ландшафтное искусство Японии и Китая очень своеобразно именно благодаря естественно-природным условиям этих регионов. Расцвет садово-паркового искусства в Древнем Риме обязан мягкому средиземноморскому климату. Гористый рельеф Италии способствовал созданию чудесных террасированных садов эпохи Возрождения. В то же время во Франции близость больших рек и пологие холмы позволили возведение огромных по площади величественных дворцово-парковых комплексов. Лужайки и поляны легли в основу английского парка.

Социально экономические факторы заключаются в особенностях политического строя. Возведение огромных и технически сложных ландшафтных объектов возможно лишь при наличии неограниченных человеческих ресурсов в эпоху рабовладельческого и феодального строя. Объекты были частными и закрытыми для всех. Лишь в XIX веке появились общественные городские сады и парки, но они оставались малодоступными.

Народные традиции выразились в извечной любви человека к природе и стремлении окружить свой дом растительностью. Человек всегда отдавал предпочтение растениям, которые могли принести ему пользу, будь то съедобный бамбук в Китае или плоды финиковой пальмы в Древнем Египте. Позже внимание стали уделять не только сугубо практической стороне, но и эстетической.

 

 

На главную (ландшафтный дизайн дачного участка)