Ландшафтная
энциклопедия



Как укрыть розы на зиму

Укрытие роз на зиму проводится в несколько этапов.

Подробнее




История ландшафтного дизайна

История ландшафтного дизайна: висячие сады Семирамиды.

История ландшафтного дизайна может гордиться одним из своих выдающихся сооружений. Это висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света, великое сооружение древности.

Впервые упоминания о них встречаются в «Истории» Геродота. Посещая Вавилон, он был поражен этим чудом техники своего времени, и оставил подробное его описание. А город Геродот называл самым красивым из всех, которые он знал.

Действительно, Вавилон, столица Вавилонии, а позднее державы Александра Македонского, был величественным городом, огромным и процветающим. Находился он в Междуречье, на территории современного Ирака, в 90 км к югу от Багдада.

Когда вавилонский царь Навуходоносор II (605 – 562 гг. до н.э.) заключил военный союз с царем Мидии (древнего государства, находящегося на западе современного Ирана), в подтверждение дружественных отношений он женился на дочери мидийского царя, которую звали Амитис. И именно для нее, скучавшей по зеленым холмам Мидии в пыльном Вавилоне, Навуходоносор приказал построить зеленый рай. Поэтому существует достаточно убедительная версия, что висячие сады должны называться именно садами Амитис, а не Семирамиды. Про Семирамиду же известно, что она была ассирийской правительницей, легендарной женщиной, обилие мифов про которую, видимо, и объясняет, что ей приписали и висячие сады тоже. В любом случае, название садов до сих пор остается загадкой, которыми богата история ландшафтного дизайна.

Ландшафтный дизайн в эпоху рабовладельческого строя развивался в виде парков при различных сооружениях – богатых домах, храмах, дворцах. По одной из версий, висячие сады тоже были построены во дворе Южного дворца. Одной стороной они упирались в городскую стену, в то время как южная часть выходила к царским покоям. Они возвышались над землей на 22 - 25 метров и были на одном уровне с крепостной стеной. Эти данные стали известны вследствие раскопок немецкого археолога Роберта Кольдевея, который в 1898 г. начал поиски висячих садов и других сооружений Вавилона. Он потратил 18 лет, чтобы обнаружить остатки вавилонской башни и гигантской крепостной стены.

Очень долго он не мог найти ничего, напоминающего висячие сады. И, наконец, в северо-восточной части дворца Кольдевей обнаружил фундамент строения, состоящий из 12 камер и выложенный из обтесанных камней. Семиметровые стены и опоры камер должны были выдерживать очень большую нагрузку, из чего Кольдевей сделал вывод, что сады размещались непосредственно на сводах. Рядом с фундаментом располагалось несколько колодцев с черпаковым подъемником. Конечно, нельзя утверждать со всей вероятностью, что именно эта находка и является тем, что осталось от висячих садов. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, так как сохранилось множество противоречивых источников о точном месторасположении садов.

Однако споров о том, что собой представляло данное сооружение, уже меньше. К созданию висячих садов, вероятно, привел тот же тип храмовой постройки, который мы встречаем в Междуречье повсюду – зиккурат. Сады размещались на так называемой широкой башне из четырех ярусов. Над подземными сводами находились террасные сооружения. Платформа каждой террасы была сложена из каменных плит. Плиты устилали слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпичей, скрепленных гипсом. Чтобы поливная вода не проходила сквозь этажи, сверху укладывали слой свинцовых плит. И уже на свинцовую подушку насыпали слой земли. Высота первой, нижней, террасы равнялась 8м, а второй – 13 м. Слой питательной земли на первых двух террасах достигал 2, а на верхних – 1 м. Предполагается, что первая и вторая террасы оформлялись деревьями, а выше росли лишь кустарники. Некоторые авторы предполагают, что количество террас было больше четырех.

Каждый день рабы качали воду на самый верх, откуда она протекала по каналам вниз, орошая посадки. Каждая терраса представляла собой отдельный сад, и в то же время служила частью единого целого. По внешнему краю каждого уровня росли вьющиеся растения, которые ниспадали на последующие этажи, связывая воедино всю композицию. Отсюда и название – висячие сады.

Струящаяся вода, прохлада и тень прекрасных растений казались чудом усталым путешественникам. Здесь, в одном из самых приятных мест своей столицы, любил бывать Александр Македонский, и, согласно одной из версий, именно здесь, под сенью висячих садов он и провел свои последние дни. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Из-за наводнения, вызванного разливом реки Ефрат, происходит обрушение платформ, и так заканчивается почти двухсотлетнее существование одного из самых чудесных сооружений, которыми богата история ландшафтного дизайна.

Однако идея создания террасированных, или висячих, садов оказалась достаточно плодотворной, чтобы вдохновить ландшафтных архитекторов последующих веков. Известны подобные сады в Персии, Италии (остров Изола-Белла), России. В 1623 году в Кремле были устроены висячие сады, в Петербурге подобный сад был на крыше одного из корпусов Аничкова дворца. А висячий сад в одном из павильонов Зимнего дворца существует и поныне.

ФукуокаИдея приподнятого сада в истории ландшафтного дизайна отразилась не только в вертикальном озеленении, но и в озеленении крыш. Сады на крыше приобретают все большую и большую популярность.

В настоящее время история ландшафтного дизайна имеет свое продолжение в Японии. В городе Фукуока построено 12- этажное здание, фасад которого выглядит, как обычно, а оборотная сторона представляет собой зеленую пирамиду! Архитектурное сооружение окружено парком, который словно забирается на крышу. ФукуокаАвторы проекта сами называют его зиккуратом, и признаются, что их целью было повторить висячие сады Семирамиды. На этажах здания высажено около 35 тысяч растений.

 

 

На главную (ландшафтный дизайн дачного участка)