Ландшафтная
энциклопедия



Обрезка гортензии

Обрезка крупнолистовой гортензии почти не производится. После снятия укрытия (это происходит после окончания возвратных заморозков) удаляем слабые, обломанные, поврежденные ветви. Нельзя обрезать верхушечную почку – именно из нее формируется цветонос.

Подробнее




История ландшафтного дизайна

Сады Египта

ПирамидыИзучая сады Египта, мы пользуемся различными источниками. Это, прежде всего, древние надписи и живопись, обнаруженные во время археологических раскопок.

Сами раскопки, в свою очередь, могут рассказать немало интересного о планировке городов и дворцовых комплексов, особенностях ирригационных сооружений. Особое значение имеет месторасположение ям с питательной землей, что позволяет сделать выводы о растительных насаждениях тех времен.

Не все выводы, которые делают ученые, имеют абсолютную степень достоверности, количество «белых страниц» еще очень велико. Однако наука располагает множеством любопытных материалов, которые дают нам общее представление о садах Египта.

Климат Египта не является благоприятным для земледелия и садоводства. Отсутствие осадков, горячие ветра, несущие песок, - все это делало возможным жизнь только в долине Нила. Река разливалась, оплодотворяя землю, но все же этого было недостаточно, требовался искусственный полив. Древние египтяне пользовались шадуфами (шадуф - колодец, из которого вода добывалась рычаговой системой журавля), и проводили воду по каналам для орошения. Сады Древнего Египта были особенно необходимы в жаркие летние месяцы, так как они давали тень. В древних текстах упоминаются бедствия населения: «Он беден, у него нет тени».

Строительный материал был доступен в большом разнообразии. Имеются в виду не только широко распространенные известняк и песчаник, но и розовый гранит, диорит, порфир, яшма. Эти богатства сыграли значительную роль в развитии садово-паркового искусства страны. 

Пирамиды Вот как описывает С.Н. Палентреер пейзаж Египта: «Природный пейзаж Египта очень своеобразен: ровный рельеф со слегка волнистой поверхностью песков, широкие перспективы с мелькающим на горизонте силуэтом нагорья; спокойное, медленное течение Нила; почти застывшая гладь водной поверхности, сливающейся в иных местах с полями… Суровая картина, оживленная лишь небольшими оазисами, группами пальм с характерным четким силуэтом высоких стволов. Однако южное безоблачное знойное небо в часы заката и восхода солнца придавало ландшафту необычный колорит и очарование».

Первые упоминания о садах Египта можно отнести к периоду Древнего царства, т.е., к 2780 – 2550 гг. до н.э., а также к Среднему царству, к 2160 – 1788 гг. до н.э.

Для древнеегипетской цивилизации характерна ничем не ограниченная власть фараонов, которым принадлежало бесчисленное количество рабов. На фараона также трудились свободные крестьяне и ремесленники, чье положение было немногим легче. На камне в Абидосе нашли надпись: « Каждый ремесленник работает больше, чем могут сделать его руки, если он не доделает днем положенного, то его бьют, как лотос в болоте».

Богатства страны, сконцентрированные в одних руках, и дешевая рабочая сила позволяли фараонам возводить необыкновенные по размаху сооружения.

В Древнем Египте искусство определялось, прежде всего, религией. Отсюда суровость, величественность и глубокая символичность. Кроме того, нужно отметить лаконичность в геометризации объемов сооружений – квадрат, прямоугольник, пирамида.

Храм царицы ХатшепсутХрамово-парковые комплексы, упоминания о которых относятся к числу самых первых, - это храмы и некрополи Ментухотепов, выдающиеся памятники Среднего царства; храм царицы Хатшепсут, женщины-фараона Нового царства, неплохо сохранившийся до наших дней, а также знаменитые пирамиды.

На садово-парковом искусстве, несомненно, отразилась характерная черта дворцовых построек Древнего Египта, - архитектурный ансамбль, состоящий из ряда зданий и открытых пространств, расположенных вдоль продольной оси. В данном случае играет роль не только эффект перспективы, но и светотень, контраст, ритм.

Садовое строительство достигло особого размаха в период расцвета древней столицы Верхнего Египта, городе Фивы (теперь Луксор). Там находились роскошные виллы с садами и прудами, окруженные стенами.

Карнакский храмКарнакский храм, расположенный в 2 км от современного Луксора, на месте древнеегипетских Фив, является примером построения ансамбля по традиционной продольной оси. Он представляет интерес наличием широкой процессионной дороги, оформленной скульптурами сфинксов и рядовой посадкой пальм. По такой же схеме построен и Луксорский храм в южной части Фив, в пределах города Луксор.

Во время археологических раскопок на городской территории были найдены четырехугольные ямы с остатками питательной земли и древесных корней, Луксорский храма также остатки оросительных систем. Это свидетельствует о том, что в Древнем Египте имелись насаждения городского типа, скорее всего, пальм, по сторонам главных улиц.

Сады Египта в целом можно разделить на священные рощи, которые часто располагались на берегу искусственных водоемов на территории храмовых комплексов, и сады при жилых домах, имеющие декоративное значение. Как правило, сады небольших размеров окружали дома знати, высших чиновников, и, конечно, фараонов. Причем при дворцах фараонов, особенно загородных, существовали большие озелененные территории, которое, скорее, можно назвать парками.

Видовой состав растений, используемых в садах Древнего Египта, представляет большой интерес для нас. Из деревьев наибольшей популярностью пользовалась финиковая пальма, дающая съедобные плоды и тень. Были распространены также инжир, гранат, миндаль и акации. Живопись, изображающая жанровые сцены, дает нам представление о растениях, растущих в садах Египта. Сохранились изображения пересадки деревьев. Из кустарников наиболее распространенным был тамарикс, или гребенщик. Он считался священным.

Между деревьями в садах Египта сажали не только овощи, но и цветы. Популярны были резеда, маки, васильки, ромашки, хризантемы, розы, лилии. Цветок лилии символизировал надежду и краткость жизни. На пирах залы и столы украшали огромным количеством свежих цветов.

Сады Древнего Египта не обходились без винограда. Уже тогда строились крытые аллеи, которые обвивали виноградом, сочетая утилитарные цели с декоративными.

Неотъемлемой частью садов Египта были водоемы, размеры которых зависели от размеров сада. Водоемы, особенно большие, использовали для полива растений, разведения рыбы, водоплавающей птицы, прогулок на лодках, религиозных церемоний.

план царской усадьбы в АмарнеРассмотрим план царской усадьбы в Амарне, это поселение в 287 км к югу от Каира, где во время раскопок обнаружили руины города Ахетатона. Фараон Аменхотеп IV (примерно 1364—1347 гг. до н. э.), принявший имя Эхнатон, построил город и перенес сюда столицу из Фив. Город был покинут после смерти фараона, однако нам остались любопытные находки.

Композиционным центром усадьбы служим огромный водоем шириной 60 м, длиной 120 м и глубиной 1 м. Вокруг водоема располагался сад, в котором росли цветы, овощи и деревья. К водоему вел длинный пирс, который заканчивался садовым храмом со ступенчатым спуском к воде. Композиция плана очень проста и состоит из двух прямоугольников. Общая площадь составляет около чуть более 3 га. Территорию окружала глинобитная стена.

план реставрации одного из садов в АмарнеСудить о садах Египта также помогает план реставрации одного из садов в Амарне. Трактовать археологические находки можно по-разному, но общий принцип все же един. Самое главное – это геометричность и четкость композиции, ярко выраженное осевое построение плана. Роль композиционного центра играет дом, композиционной осью является крытая аллея, или пергола, у витая виноградом. Реконструкцию сада позволил сделать макет сада, найденный в гробнице, что было не редкостью в те Один из макетов садов из захороненийвремена – оставлять умершим частичку их земного рая.

Начиная с эпохи Древнего Египта начинается импорт заморских растений и их семян, что обогащает ботанический реестр отдельных стран. В древнеегипетских письменах ученые нашли свидетельство о том, что царица Хатшепсут в 1495 г. до н.э. отправляет принца в страну Пунт (теперь Сомали) за ладанными деревьями. Экспедиция поднимается по Нилу, пересекает Красное море и попадает в Аденский залив, откуда успешно возвращается с тридцатью Boswellia sacra, из которых получают ладан для благовоний. Деревья высадили в Карнакском храме (храме Амона) в Фивах.

Итак, основными принципами, по которым происходило формирование садово-паркового искусства в Древнем Египте были:

— Регулярный план с продольной осью;

— Четкие замкнутые и часто симметричные композиции;

—  Водоем как неотъемлемый и, как правило, главный компонент сада;

—  Рядовые посадки растений;

—  Использование экзотов, т.е. привезенных из других стран растений.

По материалам А.Д.Жирнова, С.Н. Палентреер, Г.В. Зюилен

 

 

На главную (ландшафтный дизайн дачного участка)